Отправка груза с упаковкой в деревянные ящики — распространенный вариант защиты ТМЦ от опасных факторов в процессе перевозки, перевалки и хранения. Но неправильный подбор ящика по размерам и типу может дать обратный результат, привести к порче товаров и оборудования. Любая упаковка должна соответствовать реальному положению дел, защищать от внешних факторов и не становиться источником проблем при использовании.
Деревянные ящики выпускаются по ГОСТ для приведения размеров к единообразию и унификации упаковочных решений. Существующие стандарты описывают большую часть требований к упаковочной единице:
Используя нормативный документ, отправитель может подобрать тару под любые товары и ценности, но он должен хорошо представлять себе, какие факторы влияют на соотношение размеров груза и ящика. От этого зависит возможность грамотно и безопасно изолировать предметы от внешних воздействий, защитить от ударов и других нагрузок, свести к минимуму риск повреждения от самого ящика.
Существует несколько вариантов укладки ТМЦ в деревянную тару. Это плотная упаковка, при которой одно или два измерения предмета совпадают с двумя измерениями внутреннего пространства ящика, свободная укладка с зазорами и укладка с уплотнением. Все три решения имеют свои особенности, которые должны быть учтены при подготовке, на уровне разработки проекта упаковки. Отправитель груза, если не использует ранее подготовленных ТУ для определенных изделий, должен обратить внимание на следующие критерии:
Оценив возникающие риски и требования, можно сориентироваться в типе и размерах тары. Например, тяжелая металлическая деталь станка может перевозиться в армейском ящике без перегородок, где ее будут защищать толстые, плотно собранные стенки. Легкое изделие из пластика и товары в потребительской картонной упаковке следует разместить в ящике с небольшим запасом по длине и ширине, но так, чтобы зазоры не превышали примерно одной пятой длины каждой коробки. При такой укладке коробки не помнутся, а сами изделия будут иметь небольшую свободу для реакции на толчки.
Оценка размеров ящика для размещения груза строится на предположении, что будут использованы дополнительные материалы. Это касается и жесткой упаковки, и обрешетки грузов, поскольку защита от климатических факторов, как правило, имеет несколько слоев, увеличивающих собственный габарит предмета. Можно привести примерные значения прироста габаритов груза в зависимости от дополнительных упаковочных и защитных материалов:
Большое значение имеет правильное использование пленок при перевозке в зимнее время. Упаковка не предполагает длительного сохранения исходной температуры, она не может согревать груз. Рано или поздно температура опустится, но наибольший вред товарам и другим ТМЦ наносит не столько холод, сколько быстрое снижение температуры.
Задача утеплителей — предотвратить перепад, и она решается за счет создания воздушной прослойки с малой теплопроводностью между слоями материала. Один или два воздушных зазора значительно снижают риск быстрого охлаждения предмета в ящике, но эти зазоры должны сохраниться при укладке. Поэтому при использовании утеплителей длина, ширина и высота деревянной тары подбирается с запасом от 0,5 до 1 см, чтобы утепляющие пленки не смялись.
Небольшой запас пространства в ящике позволяет предотвратить его повреждение при погрузочных операциях. Если тяжелое изделие плотно уперлось в стенки, создало напряжение, то конструкция может не выдержать внешних усилий. Зазор в 1–3 мм (до 5 мм) может устранить проблему, а для предотвращения биения груза можно использовать прокладки из гофрокартона, пузырьковую пленку, древесные опилки и стружку. Насыпные древесные наполнители — стружка и опилки — для упаковки создают защитный противоударный слой при условии достаточной упругости и мягкости, а это достигается при засыпке более 3 см или укладке в пакетах толщиной 3–5 см. Значит, высота внутреннего пространства ящика должна обеспечивать этот зазор так, чтобы пакеты и насыпной материал не сваливались, сохраняли толщину и определенную пластичность. По ширине и длине нагрузка будет не критичной, поэтому зазор может оставаться в пределах 0,5–1 см в зависимости от типа груза. Этот же зазор частично компенсирует деформацию ящиков при штабелировании и ударах во время погрузки.
Увеличивать размеры ящиков "про запас", рассчитывая уложить груз в любом случае, не стоит — возникнет опасность повреждения о стенки изнутри, биения, сминания мягкой собственной тары. Небольшой избыток зазоров в ящике можно компенсировать прокладками и насыпными наполнителями. Ящик, подобранный "в край", становится уязвимым для ударов.
Внимание! Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку своих персональных данных, в том числе, файлов cookie. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, просим вас покинуть сайт.